Предыдущая Home Следующая

Сведения о государственном долге Республики Карелия

Работа по управлению государственным долгом Республики Карелия была направлена на смягчение пиков неплатежей при исполнении бюджета, снижение затрат на его обслуживание, приведение величины долга в соответствие с экономическими возможностями республики
(Диаграмма 10)
.


За минувшие 4 года в сфере обслуживания государственного долга достигнута экономия средств республиканского бюджета в размере около 14 млн. рублей, обеспечен рациональный уровень состава и качественных показателей долга. По ряду направлений созданы передовые технологии и правовые механизмы. В частности, разработан и внедрен механизм исполнения государственных гарантий, разработана и утверждена в Законодательном Собрании республики новая процедура по привлечению заимствований.

Главным содержанием долговой политики Правительства Республики Карелия являлось безусловное и полное исполнение долговых обязательств. Правительство прибегает к заимствованиям, когда в основном исчерпаны другие возможности.

Политика Правительства в управлении государственным долгом основана на

принципе - жить по средствам, не допускать популизма, обеспечивать безусловное исполнение долговых обязательств.

Предельная величина государственного долга на 2001 год была определена в размере 700 млн. руб. Фактическая сумма государственного долга на 01.01.2002 составляла 627,9 млн. руб. Наибольший удельный вес в составе долга занимает задолженность по бюджетным ссудам, полученным от бюджетов других уровней в объеме 338,5 млн. руб., или 54%. Данная категория задолженности включает в себя задолженность по средствам федерального бюджета, переданным в 1994-1995 годах в управление Республике Карелия на формирование Регионального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, задолженность по централизованными кредитам 1992-1994 годов предприятиям АПК республики, задолженность по товарным кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями республики на горюче-смазочные материалы и на поставку кормовой рыбы.
Обязательства Республики Карелия по ценным бумагам на 01.01.2002 составляют 27,8 млн. руб., или 4%. Ценные бумаги Республики Карелия на 01.01.2002 включают:

Облигации Республики Карелия, выпущенные в счет погашения задолженности перед Министерством финансов Российской Федерации по кредиту на поставку горюче-смазочных материалов сельхозпроизводителям (агрооблигации). Остаток непогашенных агрооблигаций составляет 11,7 млн. руб. В целях эффективного погашения "агрооблигаций" были заключены договоры с владельцем о поэтапном погашении. Были установлены следующие сроки исполнения обязательств по облигациям : март, июнь, сентябрь, декабрь 2001 года -10,2 млн. руб., март, июнь 2002 года - 1,4 млн. руб. В отношении владельца облигаций в настоящее время возбуждено комплексное исполнительное производство. До реализации в порядке конкурса данных облигаций погашение облигаций с наступившим сроком погашения невозможно.

Государственные сберегательные облигации Республики Карелия, сумма обязательств на конец 2001 г. - 15,8 млн. руб. Размещение государственных сберегательных облигаций Республики Карелия начато 16 августа 2001 года. Дата погашения облигаций 16 августа 2003 года. 16 декабря 2001 года состоялась выплата первого купонного дохода по государственным сберегательным облигациям Республики Карелия. Министерством финансов республики было обеспечено перечисление средств на выплату первого купонного дохода по облигациям в полном объеме.

Сертификаты обеспечения денежных обязательств Министерства финансов Республики Карелия, остаток на 01.01.2002 - 0,3 млн. руб. Срок погашения сертификатов - 01.09.2000, владельцами ценные бумаги к погашению не предъявлены. Министерством финансов Республики Карелия проводилась работа по поиску владельцев данных ценных бумаг.

Составной частью государственного внутреннего долга на 01.01.2002 является задолженность по кредитам коммерческих банков - 74,1 млн. руб. Задолженность состоит из обязательств Правительства РК по кредитам Карельского отделения Северо-Западного банка Сбербанка России (44,1 млн. руб.), ОАО Банк "Онего" (15 млн. руб.) и ОАО "Промстройбанк Санкт-Петербург" (15 млн. руб.).

В составе внутреннего государственного долга числятся поручительства Правительства Республики Карелия. Остаток на 01.01.2002 составляют гарантии (поручительства) Правительства Республики Карелия 1998 года по товарным кредитам из федерального бюджета предприятиям легкой и текстильной промышленности в объеме 0,6 млн. руб., или 0,1%. В 2001 году Правительством Республики Карелия было предоставлено поручительств на сумму 35 млн. руб., на 01.01.2002 данные обязательства погашены.

Государственный внешний долг Республики Карелия составляет гарантия (поручительство) Республики Карелия от 11.10.1996 по кредиту Всемирного банка реконструкции и развития на реализацию проекта "Передача ведомственного жилого фонда" в соответствии с договором субзайма по соглашению между Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ и местньм самоуправлением г. Петрозаводска. Объем государственного внешнего долга составляет на 01.01.02 - 186,9 млн. руб. (30%).


Оценка кредитного рейтинга Республики Карелия

Для определения надежности и качества заемщика в мировой практике используются кредитные рейтинги, которые являются мерой оценки кредитного риска заемщика.

В России практика присвоения кредитных рейтингов пока еще недостаточно развита. Начиная с середины 90-х годов в России стали активно разворачивать свою деятельность международные агентства, присваивая рейтинги банкам, примышленным предприятиям, субъектам федерации. Однако данные рейтинги учитывают страновой риск России, что обуславливает нахождение всех регионов в спекулятивной категории и не позволяет провести более тонкую дифференциацию при анализе заемщиков внутри страны. Следовательно , для российского инвестора международные кредитные рейтинги при принятии решения об инвестировании представляют ограниченный интерес. Таким образом, особую

Таблица 2 Интегрированный рейтинг относительной кредитоспособности субъектов РФ
Субъект РФ Объем долга, тыс. рублей Дефицит (-), профицит (+) бюджета к объему доходов, % Отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей, % Интегриро-ванный рейтинг
1 Г. Москва 30 830 484 15,45 35,54 85,69
2 Г. Санкт-Петербург 10 695 672 9,65 54,36 80,56
3 Ханты-Мансийский АО 374 639 5,79 21,25 78,31
4 Ямало-Ненецкий АО 3 047 720 11,65 59,05 72,92
5 Республика Татарстан 2 730 408 22,39 45,21 72,73
6 Липецкая область 528 275 0,24 36,93 69,51
7 Свердловская область 1 997 959 10,78 74,92 69,23
8 Московская область 2 173 825 2,61 62,66 69,09
9 Удмуртская область 430 675 2,54 32,22 66,10
10 Вологодская область 1 217 437 -3,83 30,88 65,94
11 Саратовская область 2 039 551 15,35 70,40 65,45
12 Ленинградская область 2 453 432 6,39 52,21 65,26
13 Республика Карелия 549 347 4,30 59,76 63,98
14 Калужская область 820 410 11,84 41,60 63,61
15 Астраханская область 454 727 -2,04 20,12 63,53
(источник: журнал “Рынок ценных бумаг № 24 2001 г.)
актуальность приобретает использование национальных рейтингов, позволяющих адекватно оценивать кредитоспособность регионов, а также проводить дополнительное сопоставление качества региональных займов, когда значения международных рейтингов концентрируются на средних и низших категориях.

Одну из первых попыток анализа сравнительной кредитоспособности различных регионов РФ предприняло информационно-аналитическое агентство "АК&М". В рейтинге оценивалась относительная способность субъекта РФ выполнять долговые обязательства.
Для построения формального рейтинга использовались две группы количественных показателей:
первая группа - показатели, определяющие финансовое состояние региона (по данным месячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ по состоянию на 1 августа 2001 г.;

вторая группа - показатели, определяющие уровень экономического развития региона и формирующие предпосылки наполнения доходной части бюджета (по данным Госкомстата по состоянию на 1 августа 2001 г.).

Всего в рейтинг включено 62 субъекта РФ, по которым имелись данные об объеме государственного долга. Частично приводимый здесь рейтинг показывает достойное место Республики Карелия в сравнительном анализе кредитоспособности субъектов РФ.
Предыдущая Home Следующая