Предыдущая Home Следующая

Доходы и расходы бюджета Республики Карелия

Доходы бюджета


Исполнение республиканского бюджета по доходам (с учетом целевых бюджетных фондов) за 2001 год составило 4258 млн. рублей, или 97% к уточненному плану, в том числе собственные доходные источники - 3038 млн. рублей, или 95% от уточненного плана (График 8).


Наибольший удельный вес в структуре собственных доходов республиканского бюджета заняли: налог на доходы физических лиц - 17%, налог на прибыль - 17%, платежи за пользование природными ресурсами - 5%, налог на имущество - 5%.

На начало 2002 года общая задолженность по налоговым платежам в республиканский бюджет составила 153 млн. рублей, или сократилась на 104 млн. рублей по сравнению с прошлым годом.

Неналоговые доходы по итогам 2001 года исполнены на 91% к годовым назначениям.

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и деятельности поступили в сумме 43 млн. рублей, что превышает плановые назначения на 53%.

Расходы бюджета
Расходная часть республиканского бюджета (с учетом целевых бюджетных фондов) в 2001 году исполнена на 4245 млн. рублей, или 93% к уточненным плановым назначениям (График 9).

В 2001 году в приоритетном порядке осуществлялось финансирование социальных расходов. Объем средств на финансирование расходов республиканского бюджета, в том числе на обеспечение деятельности и функционирования бюджетных учреждений, по сравнению с 2000 годом увеличился по разделам: "Социальная политика" - в 1,2 раза, или на 76 млн. рублей (2000 год - 258 млн. рублей, 2001 год - 334 млн. рублей); "Культура, искусство и кинематография" - в 1,3 раза, или на 31 млн. рублей (2000 год - 94 млн. рублей, 2001 год - 125 млн. рублей); "Здравоохранение и физическая культура" - в 1,5 раза, или на 136 млн. рублей (2000 год - 296 млн. рублей, 2001 год - 432 млн. рублей).

Ежегодно увеличивается финансирование расходов из республиканского бюджета по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство". Если в 1998 году на нужды сельского хозяйства направлено 78,1 млн. руб., то в 2001 г. - 160,7 млн. руб. Удалось перейти от практики проведения безденежных расчетов к финансированию отрасли денежными средствами.

Дефицит при принятии республиканского бюджета на 2001 год был утвержден 216 млн. рублей. Вместе с тем, по итогам 2001 года бюджет исполнен с профицитом в сумме 13 млн. рублей, который был направлен на погашение внутреннего долга Республики Карелия, в том числе на уменьшение задолженности по ссудам прошлых лет, полученным из федерального бюджета, и кредитам коммерческих банков.

Финансовая помощь бюджетам городов и районов из республиканского бюджета в 2001 году оказывалась в виде дотаций из Фонда поддержки местных бюджетов, а также целевых ссуд - в первую очередь на выплату заработной платы (с государственным социальным налогом). Плановые назначения по оказанию финансовой помощи местным бюджетам в основном выполнены. Всего за год местным бюджетам переданы средства в сумме 961 млн. рублей, из них в виде дотаций и субсидий - 871 млн. рублей, ссуд - 42 млн. рублей. Кроме того, переданы средства по взаимным расчетам в сумме 50 млн. рублей.

Начиная с 1998 года из республиканского бюджета выделялись средства на финансирование централизованных поставок топлива, оказывалась финансовая помощь на проведение мероприятий по подготовке инженерных сетей объектов коммунального хозяйства к зиме.

Объемы этой помощи ежегодно увеличивались и, если в 1998 году они составляли 14 процентов от расходов местных бюджетов (на завоз топлива направлено 40,8 млн. руб., на подготовку к зиме 7,8 млн. руб.), то в 2001 году уже составили более 30 процентов (на завоз топлива - 214 млн. руб., на подготовку к зиме - 24 млн. руб.).

С 2001 года Правительством решается вопрос упорядочения финансирования льгот, установленных федеральным и республиканским законодательством. Если Законом Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" были определены источники финансирования по двум категориям льготников: инвалидам и ветеранам, то в бюджете на 2002 год предусмотрены целевые доплаты уже по всем действующим законам.

Наряду с решением социальных вопросов, расходная часть бюджета решала также задачи развития экономики. Проводилась работа по исполнению бюджетных фондов, находящихся в оперативном управлении республики. Средства Фонда развития и реконструкции, Регионального продовольственного фонда, Регионального фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы позволили решать задачи по финансированию инвестиционных проектов, снижению негативных последствий роста цен на зерно и муку, выделения средства на закупку продовольственных товаров и товаров первой необходимости, лекарств и медикаментов в районы Карелии с ограниченными сроками завоза. Кредитные средства за счет ресурсов целевых бюджетных фондов оказали заметную поддержку местным товаропроизводителям.

В августе 2001 года Правительство Республики Карелия впервые произвело заимствования на рынке ценных бумаг путем выпуска государственных сберегательных облигаций Республики Карелия в объеме 20 млн. рублей. Агенты займа - ОАО "Промстройбанк", Санкт-Петербург и Северо - Западный банк Сбербанка России. По состоянию на 6 февраля 2002 года государственный сберегательный облигационный займ размещен в полном объеме. Средства, полученные от размещения государственных сберегательных облигаций Республики Карелия, направлены на финансирование инвестиционных проектов, отобранных исключительно на конкурсной основе. В настоящее время выделены средства на следующие инвестиционные проекты:

строительство гостинично-оздоровительного комплекса на берегу озера Пряжинское;
реконструкция творожного цеха молокозавода в г.Сортавала;
приобретение технологического оборудования для хлебопекарни в Лоухском районе.

Такой подход к использованию средств способствует развитию экономических процессов в республике, созданию дополнительных рабочих мест и улучшению инвестиционного климата в республике.


Предыдущая Home Следующая