Предыдущая Home Следующая

Основы бюджетной политики. Бюджетный процесс
Республика Карелия проводит самостоятельную бюджетную политику в рамках действующего российского законодательства. К основным задачам этой политики относятся обеспечение социально-экономической стабильности в республике, повышение уровня жизни населения, развитие социальной и экономической инфраструктуры, стимулирование инвестиционных процессов в экономике на основе сбалансированного бюджета и исполнения долговых обязательств Республики Карелия.

Бюджетный процесс в республике - регламентированная законодательством Российской Федерации и Республики Карелия деятельность по составлению, рассмотрению и исполнению республиканского бюджета, а также контролю за его исполнением. Исполнение бюджета осуществляется на основании Закона Республики Карелия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год с учетом вносимых в него уточнений по итогам исполнения бюджета за первый квартал, первое полугодие и 9 месяцев.
Общая продолжительность бюджетного процесса в Республике составляет два года и включает в себя следующие этапы:
  • Прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год.
  • Составление бюджета.
  • Рассмотрение и утверждение бюджета.
  • Исполнение бюджета.
  • Составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета за отчетный год.

    Прогнозирование экономического и социального развития, определение бюджетно-финансовой политики на следующий год, составление и исполнение бюджета, а также составление отчета об исполнении бюджета осуществляется Правительством республики.
    Законодательное Собрание республики принимает Закон о бюджете а также рассматривает и утверждает отчет Правительства об исполнении бюджета за отчетный год. Кроме годового отчета об исполнении бюджета Председатель Правительства ежемесячно представляет в Палату Республики сведения о текущем исполнении бюджета.

 Республиканский бюджет

Бюджетно-финансовая политика, проводимая Правительством Республики Карелия в 2001 году, была направлена на совершенствование бюджетного процесса, мобилизацию дополнительных доходов в бюджеты республики, оптимизацию бюджетных расходов, обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений. Формирование доходной части республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории республики, производилось исходя из единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Расходная часть консолидированного бюджета республики сформировалась в пределах налогового потенциала республики и источников покрытия его дефицита, позволяющих решать приоритетные социальные задачи.

Таблица 6 Доходы-расходы бюджета Республики Карелия
тыс. рублей 1999 2000 2001 2002 (бюджет)
Доходы 2 382 669 3 453 108 4 257 815 4 648 755
Расходы 2 326 162 3 245 794 4 244 521 5 008 646
Превышение доходов над расходами 56 507 207 314 13 294 359 891

Таблица 7 Исполнение бюджета Республики Карелия
в % 1999 2000 2001
Доходы бюджета 99,9% 98,0% 97,6%
Расходы бюджета 93,4% 95,2% 93,6%

Законом Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2002 год" утверждены следующие параметры:
доходы бюджета - 4 648 755 тыс. руб.;
текущие расходы республиканского бюджета - в размере 5 008 646 тыс. руб.;
Справочно:
предельные значения показателей, установленные Бюджетным Кодексом РФ
размер дефицита республиканского бюджета - 359 891 тыс. руб. что составляет 12% объема доходов республиканского бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета; 15%
предельный размер государственного долга - в размере 800 000 тыс. рублей, что составляет 17,2 % от объема доходов республиканского бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней ; 100%
расходы на обслуживание государственного долга - в размере 70 359 тыс. рублей, что составляет 1,4 % объема расходов республиканского бюджета. 15%

Изменения в федеральном налоговом законодательстве, с одной стороны, снизили налоговую нагрузку на предприятия, с другой стороны, привели к потерям доходных источников территории. В целях компенсации выпадающих доходов территории разработана и выполнена Программа мероприятий по увеличению доходной части бюджета. Реализация программы позволила обеспечить дополнительные поступления 279,9 млн. руб., в том числе в республиканский бюджет - 164,4 млн. руб.

Политика в сфере упорядочения расходов была направлена на повышение их эффективности и оптимизацию.

Принятие Закона Республики Карелия "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия" позволило подойти к формированию республиканского бюджета и определению межбюджетных отношений на основе норм и нормативов.

В целях достижения эффективности использования бюджетных ресурсов, повышения качества управления бюджетными расходами, выработки показателей и критериев оценки их использования, сокращения задолженности в основных социально значимых отраслях Правительством была утверждена Программа оптимизации расходов республиканского бюджета на 2001-2002 год.

Мероприятия Программы предусматривают проведение работы по реорганизации сети, по оптимизации численности работников, инвентаризацию находящихся в государственной собственности зданий и сооружений, занимаемых организациями и учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, по упорядочению расходов на содержание зданий и обеспечению хозяйственной и функциональной деятельности бюджетных учреждений, инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности; мероприятия по развитию рынка платных услуг, установление порядка взаимодействия главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета, по осуществлению контроля за своевременной оплатой потребления электрической и тепловой энергии, установление порядка финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи гражданам.

На особом контроле Правительства республики находился вопрос обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, выплата заработной платы работникам республиканских бюджетных организаций производилась вовремя.

С 1 декабря 2001 года в очередной раз в 1,89 раза повышена заработная плата работникам учреждений бюджетной сферы республики.

В результате напряженной и целенаправленной работы Правительства республики на начало 2002 года полностью ликвидирована задолженность по выплате пособий гражданам, имеющим детей. В настоящее время обеспечивается своевременная выплата детских пособий.

На начало 2002 года сокращена просроченная кредиторская задолженность республиканского бюджета за оказанные предприятиями республики услуги на 46 млн. рублей (на 1.01.2001 года - 74 млн. рублей, на 1.01.2002 года - 27,6 млн. рублей). На постоянном контроле в Правительстве Республики Карелия находился вопрос состояния расчетов учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства за предоставленные услуги. Просроченная задолженность за эти услуги за год сократилась с 15,4 млн. рублей до 5,4 млн. рублей.


Предыдущая Home Следующая