Модель покупательского поведения в банковской сфере физического лица
В процессе покупки банковского продукта физическим лицом можно выделить следующие этапы:
1) осознание потребности - человек впервые осознает потребность или нужду;
2) поиск информации - получение информации из возможных источников: эмпирические источники: изучение условий банковского обслуживания;
3) оценка вариантов - представление банковского продукта как совокупности свойств и разработка алгоритма их сравнения, обеспечивающего максимизацию субъективного критерия полезности банковского продукта для личности;
4) решение о покупке - человек решает приобрести выбранный банковский продукт;
5) реакция на покупку - действия человека после приобретения банковского продукта, основанные на чувстве удовлетворения или неудовлетворения. После покупки банковского продукта человек испытывает познавательный (когнитивный) диссонанс хотя бы в минимальной степени.
На темпы принятия покупателем нового банковского продукта влияют следующие его свойства:
характеристика банковских услуг, включенных в состав продукта;
сложность - насколько трудно понять суть нового банковского продукта;
другие характеристики - начальные издержки, степень риска и неопределенности, одобрение общества.
Маркетологи должны понимать, каким образом личностные характеристики покупателя банковского продукта влияют на покупательское поведение при принятии решения о покупке. На личностные характеристики человека оказывают влияние четыре группы факторов: культурные, социальные, личные и психологические. Культурные факторы определяют основные запросы и поведение человека. В понятие культуры входят: определяющая система ценностей, восприятие, предпочтения и стиль поведения - все это усваивается человеком в семье и других общественных институтах. Социальные факторы также влияют на покупательское поведение. Выбор банка и типа банковского продукта во многом диктуется ориентацией потребителя банковских услуг на референтные группы, к которым могут относиться семья, друзья, общественные и профессиональные организации.