Эффект кредитования целесообразно рассматривать не со стороны денег, а со стороны товара. Поэтому мы попытаемся определить сумму кредита со стороны товарного количества (или «потенциального» товарного количества).
Это означает, что размер бюджетного кредита задается свободной массой товаров, находящейся в распоряжении хозяйства и ожидающей реализации, или свободными мощностями. В последнее время определение бюджетного дефицита было дополнено новым моментом. Возросшая потребность в деньгах для расширенного воспроизводства должна определяться не обязательно кредитами предприятий или не только ими. И кредитование бюджетного дефицита может быть одним из каналов ввода в оборот дополнительных денег - бюджетный дефицит, таким образом, может служить средством денежного снабжения оборота. Через политику бюджетных расходов (фискальную политику) государство может оказывать существенное влияние на участников хозяйственного процесса, на положение равновесия и способствовать достижению общественных целей. Монетарная политика.
Другой стороной финансовой политики государства является монетарная, или денежная, политика. В ходе ее проведения государство регулирует величину кредитов и благодаря этому денежное предложение: оно также влияет на денежный спрос (потребность в деньгах) путем определения условий кредита. Монетарная политика в условиях социализма воплощается в принципах политики кредитования, которые фиксируют основные условия кредитования (сроки выплаты процентов и т. д.), определяют кредитные рамки в основных сферах кредитования, задают преференции и ограничения и, кроме того, определяют, в какие области следует направлять кредиты в первую очередь. Принципы кредитной политики дают ориентиры для банка при обсуждении отдельных заявок на кредиты, при осуществлении и конкретизации монетарной политики.